Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки давности налоговых преступлений для юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К объектам финансовых преступлений относятся отношения в сфере финансов. Причем финансов не личных, а публичных. Относящихся, например, к распределению бюджетных государственных средств. Или к реализации и распространению ценных бумаг.
Срок исковой давности по налогам физических лиц
Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.
Размер недоплаты |
Срок предъявления претензий |
От 500 руб. |
90 дней. |
До 500 руб. |
12 месяцев со дня просрочки. |
Кто рискует больше всех
Основной риск касается тех лиц, которые избегают следствия или судебного разбирательства. Это относится к случаям преднамеренного уклонения, включая выезд за границу. В этом случае нельзя говорить о течении давности или возможности реабилитации.
Все это время обвиняемый при наличии весомых доказательств будет считаться лицом, совершившим преступление. При этом этот факт не зависит от того, было ли установлено справедливое наказание.
В связи с приведенными обстоятельствами именно сотрудники следствия должны особенно строго следить за соблюдением временных отрезков. В первую очередь необходимо точно установить все статьи и пункты, по которым обвиняется преступник. Это позволяет точно определить степень вины и максимальную ответственность. От данных факторов зависит тяжесть и соответственно устанавливается срок исковой давности.
Внимание на срок давности по налоговым преступлениям!
По данным ВС РФ почти 40 % «налоговых» уголовных дел в 2018 году были прекращены по следующим основаниям:
-
На основании ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени).
-
На основании ст. 78 УК РФ — истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Как видим, на практике немаловажную роль для освобождения от уголовной ответственности играет срок давности по налоговым преступлениям. Данный срок по общим правилам зависят от тяжести преступления. Так, для преступлений небольшой тяжести срок давности составляет 2 года (например, ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ). Для тяжких преступлений срок значительно больше — 10 лет (например, ч. 2 ст. 199, ст. 199.1 УК РФ).
Срок давности налоговых правонарушений для юридических лиц
При неуплате налога в срок ИФНС направляет налогоплательщику требование. Согласно ст. 69 НК РФ, его нужно исполнить за восемь дней, если более продолжительный период не указан в документе.
Налоговый орган может взыскать недоимку в бесспорном порядке, если юридическое лицо не оплатит задолженность по требованию. Решение о взыскании выносят в течение двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Налоговики производят взыскание в первую очередь со счетов организации–должника.
Спустя два месяца задолженность можно взыскать только в судебном порядке. На это у налоговиков есть еще четыре месяца, которые и составляют срок исковой давности по уплате налогов.
Однако на решение о взыскании неуплаты за счет имущества организации у налоговиков есть целый год после истечения срока требования об уплате. Затем в течение еще двух лет они могут обратиться в суд.
Давность привлечения к ответственности за налоговое правонарушение — это период, когда ИФНС начисляет штраф за задолженность. Срок давности зависит от вида правонарушения.
Плохие новости для бизнеса: чем грозит отмена сроков давности за налоговые преступления
Но вот если в ближайшее время на очередном заседании Пленума Верховного суда будет принят проект постановления о новой трактовке срока давности по налоговым преступлениям, то уголовное преследование вышеуказанной компании не будет прекращено до тех пор, пока она не переведет средства для уплаты налога, а также пени в размере того самого налога.
Кроме этого, придется заплатить еще и штраф. Последний, согласно Налоговому кодексу РФ, не угрожал бы компании в связи с истекшим сроком давности. Подобных ужесточений стоит ожидать не только юридическим, но и физическим лицам.
И здесь уже может оказаться совершенно неважно, забыл ли, к примеру, ИП уплатить страховой взнос два года назад или двадцать лет назад.
Юридический нюанс, на котором строится нововведение, состоит в том, от какого момента отсчитывать установленный по налоговым преступлениям срок давности. В общем случае закон требует отсчитывать его от момента «окончания преступления».
В новой трактовке будет предполагаться, что налоговое преступление продолжается до тех пор, пока недоуплаченная сумма налогов не поступила в бюджет. Таким образом, фактически неуплата налога становится преступлением без срока давности.
Один за всех, и все за одного
Первые 6 месяцев 2019 года стали для 278 человек не самыми позитивными. Именно столько было осуждено по налоговым статьям Уголовного Кодекса РФ. В прошлом году по статьям прошли порядка полтысячи человек.
Предприниматели были уверены, что, если оставить проект в первоначальной редакции, это приведет к увеличению количества уголовных дел и осужденных субъектов. Сообщество опасалось, что таким образом могут начаться преследования с последующим лишением свободы по налогам, о которых все уже давно забыли.
ТПП, РСПП, Ассоциация европейского бизнеса и другие бизнес-объединения также поддержали предпринимателей в вопросе несогласия с проектом в первоначальной редакции. Критика была направлена в ВС в письменном виде. Предположительно по этой причине ВС и отложил рассмотрение до осени.
В сентябре те же объединения направили ВС свои предложения о том, как можно обойти данный момент, что необходимо убрать, а что добавить в проект. Так, например, в ВС поступило предложение о разъяснении порядка исчисления срока давности по фискальным преступлениям, момента его окончания, а также принципиальных отличий преступлений от правонарушений. Профессиональное сообщество уверено, что 10 лет, выделенные на уголовное преследование по налоговым преступлениям, — вполне достаточный срок. Руководство РСПП отметило, что если бы ВС оставил формулировку в проекте о длящихся преступлениях, то «из тени» никого бы вывести не удалось, а ситуация в стране бы ухудшилась в разы.
Что понимается под «сроком давности»?
В 78 статье Уголовного кодекса РФ указаны те отрезки времени, по завершении которых нарушителя уже нельзя привлечь к ответственности. Если речь идет об экономических преступлениях, то для правонарушений незначительных срок давности составляет 2 года. Это значит, что его нельзя наказывать за те проступки, что были совершены более двух лет назад.
Для экономических преступлений средней тяжести срок давности составляет 6 лет. Для тяжелых – от 10 до 15 лет.
Срок давности по налоговым преступлениям – 3 года. Это означает следующее: злостный неплательщик уведомление из налоговой об уплате образовавшейся задолженности может получить и через 5 лет после того, как внес последний платеж, вот только позволяет брать в расчет лишь последние три года.
Срок давности взыскания налоговой задолженности. О сроке давности взыскания недоимки.
На сегодняшний день срок исковой давности по налогам является очень актуальной темой для граждан РФ.
В отсутствие каких-либо возражений в течение одного месяца с момента получения уведомления о сертификате проверки исполнение будет выдано доверенному лицу по его просьбе на основании уведомления, содержащего И подтверждение получения, подписанное адресатом документа. Если обвиняемый вернется без указания доставки адресату, секретарь-аудитор пригласит адвоката перейти к последнему известному адресу.
Должник издержек не может предотвратить их восстановление, и клерк не может утверждать в своем исполнителе, что срок для оспаривания бежал, а получатель не был уведомлен об этом уведомлении.
Оспариваемая сторона может обратиться в Реестр проверки с сертификатом проверки и представить свое аргументированное возражение в качестве обязательного условия, в противном случае судья, делегированный на налогообложение расходов, отклонит его. Этот спор может быть рассмотрен простой или зарегистрированной почтой.
Срок давности за экономические преступления
А если говорить о признаках этих правонарушений, то во время составления картины в целом выделяются объекты и субъекты. Последние, что характерно, находятся в строгих рамках родового субъекта.
78 УК РФ. Минимальный период установлен для не тяжких правонарушений и ограничен 2 годами. Для средней тяжести — 6 лет, для тяжких — 10 лет.
Наибольший период предусмотрен для особо тяжких деяний.
С точки зрения законодательства все эти преступления предусматривают несанкционированное проникновение в одну из отраслей государственного рынка, среди которых: реализация продукции; распределение; обмен и проч.2. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно. Поскольку документы проверялись за последние 3 года, это фактически определяло срок исковой давности по таким делам.
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
В ст. 109 НК перечислены причины, при наличии которых плательщика налогов не имеют права привлечь к ответственности, даже когда он нарушил какие-либо требования закона. И в пункте 4 одним из оснований названо нарушение срока давности. Хотя в указанном акте формулировка все же звучит по-другому – срок давности привлечения к ответственности. Впрочем, суть термина остается одинаковой. О нем пойдет речь далее.
Необходимо знать и понимать, что различается два вида сроков:
- за привлечение к ответственности по нарушениям;
- по поводу штрафов, взыскиваемых в пользу государства.
В первом случае говорится о сроке вынесения решения в отношении какого-то лица, во втором же – о периоде, когда налоговики имеют законное полномочие пойти с иском в суд, чтобы потребовать взыскать штраф.
По стандартному правилу лицо или компания могут подвергнуться ответственности лишь, если с совершения проступка не прошло трех лет.
То же самое верно и для ИП. Если говорить о дате, с которой все отсчитывается, то она представлена двумя типами:
- конкретно со дня преступления;
- со следующих суток после окончания налогового периода. Здесь говорится лишь о двух нарушениях, определенных статьями 120 и 122.
Моментом привлечения признается день, когда руководитель организации вынес решение об этом. Рассмотрим пример.
Компания решила создать обособленное подразделение 20 июля 2014 года. Согласно нормам налогового законодательства она обязана была сообщить об этом в течение одного месяца в инспекцию. Однако по каким-то причинам не сделала так до 20 августа 2014 года. Срок давности привлечения ее к ответственности в такой ситуации будет начинаться на следующий день, то есть 21.08.14, и закончится 20.08.2017 г.
Важно! Некоторые указывают, что для физических лиц срок привлечения к ответственности равен шести месяцам, однако это неверно.
Классификация экономических преступлений
Из года в год она претерпевает определенные изменения. В 2020 году выделяют большое количество классификационных направлений.
Критерий классификации | Виды экономических преступлений |
По сфере влияния субъекта выделяют преступления в следующих областях | · кредиты и расчеты;
· налоги; · мошенничество; · кража личных владений; · злодеяния служебного характера |
В зависимости от категорий | Есть преступления средней и повышенной тяжести. Эта градация нужна для того, чтобы разделять их для предоставления определенного наказания. |
Каждая категория преступлений подразумевает нанесение ущерба экономическому благополучию страны. В качестве объединяющего фактора во всех этих ситуациях выступает доказанный ущерб и факт его умышленного нанесения.
Срок давности, в течение которого налогоплательщик-организация может обратиться за защитой
В случае нарушения прав налогоплательщика он может подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). Эта жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п.2 ст.139 НК РФ). Если налогоплательщик пропустил этот срок по уважительной причине, то по его заявлению срок подачи жалобы может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Кроме того, налогоплательщик может подать жалобу или иск в суд. В соответствии со ст.142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами. Под иными федеральными законами, в частности, подразумевается Гражданский кодекс РФ, который устанавливает срок исковой давности. Иными словами, налогоплательщик при подаче иска в суд на решение налогового органа должен соблюсти срок исковой давности, предусмотренный ст.198 ГК РФ (три года).
Следует учитывать также, что в соответствии с п.8 ст.78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Срок взыскания для организаций и срок взыскания налогов с физических лиц различаются на разных этапах процесса:
Физическое лицо |
Юридическое лицо |
|
---|---|---|
Добровольная уплата |
Совершает платежи на основании налогового уведомления. Включает не более чем три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. |
Суммы, подлежащие уплате, рассчитываются самостоятельно, в порядке и в соответствии с периодами, установленными НК РФ. |
Если обнаружена задолженность |
Оплачивает на основании предъявленного требования. Его выставляют не позднее 3 месяцев со дня обнаружения долга (1 год — для сумм 500 руб. и меньше). |
Оплачивает на основании требования. |
Если задолженность не погашена в срок, указанный в требовании |
Оплату взыскивают на основании судебного приказа или решения суда. |
Оплата взыскивается в бесспорном порядке на основании решения налоговой службы о взыскании. При условии соблюдения 2-месячного периода с даты, предоставленной для уплаты в предварительно направленном требовании. |
Как рассчитывается срок исковой давности по экономическим преступлениям
Мошенничество подробно описано в статье 159 УК РФ. Если это просто мошенничество, то оно считается преступлением небольшой тяжести.
Если мошенничество совершено группой лиц, то оно уже классифицируется, как преступление средней тяжести. Нюансов тут много, надо понимать, кто именно совершил мошенничество, в каком размере оно было совершено. 159 статья весьма емко описывает такое правонарушение, как мошенничество.
Мошенничество в особо крупном размере определяется пунктом 4 159 ст УКРФ. Его можно считать тяжким преступлением, согласно статье 15 УК РФ. Соответственно, срок давности по такому преступлению составит 10 лет.
Виновный может быть освобожден от уголовной ответственности, независимо от того, по какой части ст. 160 УК РФ ему предъявлено обвинение, если истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, которые составляют со дня совершения преступления:
- по части 1 – 2 года;
- по части 2 – 6 лет;
- по части 3 и части 4 – 10 лет.
Налоговые преступления без срока давности в 2019 году: ждем новое постановление ВС РФ!
Бизнес уже давно «не спит спокойно», в том числе благодаря кардинальным изменениям в налоговом администрировании, Держит в тонусе статистика с неумолимым ростом количества уголовных дел по налоговым преступлениям. Казалось бы, ко всему уже готовы… Но новость о том, что возможна отмена срока давности по налоговым преступлениям стала полной неожиданностью
УК РФ содержит ряд статей, посвященных ответственности за налоговые преступления (например, ст. 198-199.2 УК РФ). Наказанием за преступление может быть не только штраф, но и реальный срок лишения свободы. Напомним, за что в основном грозит ответственность и что можно ожидать в виде наказания:
За что грозит ответственность Условия Санкция
Уклонение физического лица от уплаты налогов (сборов, взносов) (198 УК РФ) |
В особо крупном размере (ч.2 ст.198 УК РФ):
|
|
В крупном размере (ч.1 ст.198 УК РФ):
|
|
|
Уклонение от уплаты налогов (сборов, взносов) подлежащих уплате организацией (ст. 199 УК РФ) |
В особо крупном размере (ч.2 ст.199 УК РФ):
|
|
В крупном размере (ч.1 ст.199 УК РФ):
|
|
|
Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ) |
В особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ):
|
|
В крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ):
|
|
|
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам (ст. 199.2 УК РФ) |
В особо крупном размере (ч.2 ст. 199.2 УК РФ):
|
|
В крупном размере (ч.1 ст. 199.2 УК РФ):
|
|
Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.
2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.